Страница обновлена 07.11.2019

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 "Олимпийский"

Страница обновлена 07.11.2019
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 "Олимпийский"

Адаптационный клуб как форма организации методической и консультационной помощи

родителям детей раннего возраста, не посещающих ДОУ

Организация образовательной работы со всеми без исключения детьми дошкольного возраста на сегодняшний момент не всегда представляется возможной. Это обусловлено сложностью социально-экономической и демографической ситуации. При неоспоримых плюсах семейного воспитания ребёнка родителям необходимы помощь и поддержка со стороны педагогов учреждений образования. Только в этом случае можно говорить о создании наиболее благоприятных условий для развития ребёнка.

Главная цель образовательной политики в Российской Федерации и в Ярославской области в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Таким образом, среди приоритетных направлений развития дошкольного образования выделено «организация методической, диагностической, консультационной помощи семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста на дому».

Способом решения последней проблемы становится открытие в образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания, консультационных пунктов для родителей, чьи дети не посещают детский сад.

Нами изучены разные организационные формы работы дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ (в том числе опыт коллег МДОУ г. Ярославля).

Консультационные пункты различного вида могут создаваться на базе различных типов образовательных учреждений (например, ДОУ, СОШ, учреждений дополнительного образование):

  • для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразной направленности
  • адаптационные клубы для детей и родителей
  • для будущих родителей
  • для оказания адресной помощи родителям по запросам и др.

Организуя работу «Адаптационного клуба», мы поставили перед собой цель и задачи: обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) детей раннего возраста, не посещающих образовательные учреждения.

задачи:

  • Помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода в жизни человека;

  • Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста;

  • Способствовать содействию в социализации детей, не посещающих образовательные учреждения;

  • Наладить взаимодействие сотрудников детского сада и родителей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимодоверия, взаимопомощи.

Для успешной реализации образовательных услуг в клубе работа в детском саду строилась поэтапно.

Опыт работы показывает, что удобным для нас является проведение встреч два –три раза в месяц в определенный день, согласованный со всеми родителями (участниками клуба) по тематическому плану. Занятия рассчитаны на 1 час в вечернее время, по необходимости дальше проводится индивидуальное консультирование родителей (по актуальным для них вопросам).

На встречи по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста приглашаются родители: и те, кому уже скоро предстоит начать регулярное посещение детского сада, и те, кто просто интересуется особенностями возраста, имеет проблемы, нуждается в помощи специалистов.

Участие старшего воспитателя или заведующей в работе «Клуба» является обязательным, так как в процессе встреч родители видят ее не только как администратора, но и как человека, доступного для неформального общения. Устанавливается личностный контакт с каждым родителем, имеется возможность еще до поступления ребенка в детский сад изучить особенности семьи, стили воспитания, сплотить родителей.

Для оказания помощи родителям, дети которых не посещают детский сад, используются следующие формы работы:

· Подгрупповые совместные занятия с детьми и родителями.

· Совместная досуговая деятельность: праздники, развлечения.

· Подгрупповые консультации для родителей.

· Индивидуальные консультации для родителей по различной тематике.

· Самостоятельная игровая деятельность детей в присутствии родителей и без них.

В летний период родители с детьми приглашаются на прогулки, на территории детского сада, чтобы ребенок мог привыкнуть к прогулочному участку, познакомиться с оборудованием, воспитателями.

В процессе работы адаптационного клуба осуществляется диагностика развития ребёнка на основе наблюдения за деятельностью ребёнка в ДОУ и опроса родителей о его развитии (на основе диагностического инструментария и показателей нервно-психического развития детей 1,5-3 лет, разработанных Г.В. Пантюхиной, Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой).

Показатели развития служат инструментом, позволяющим определить достижение образовательного результата. Основные характеристики показателей являются достаточно общими и ориентированы на соответствие развития ребёнка возрастной норме.

Работа адаптационного клуба как модели консультационного пункта эффективна для всех участников педагогического процесса в ДОУ.

Для ребенка:

  • это создание социально-эмоционального благополучия;

  • психологической защищенности;

  • развитие индивидуальности.

Для родителей:

  • высокая степень информированности по вопросам воспитания, развития детей;

  • положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей.

Для педагогов:

  • положительная атмосфера сотрудничества «Педагог-родитель», «Педагог-педагог»;

  • заинтересованность в творчестве и инновациях;

  • удовлетворенность собственной деятельностью;

  • повышение квалификации.

Для ДОУ:

  • Решение важных социально-педагогических задач, направленных на получение каждым ребенком квалифицированных, образовательно-воспитательных услуг с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, пожеланий родителей.

Документация по адаптационному клубу: